Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сивухская средняя общеобразовательная школа» Педагог-психолог: Таймасханова К.Ц. Цель: психологическое сопровождение ребенка в процессе всего школьного обучения. Задачи Мониторинг личностных, интеллектуальных качеств учащихся, особенностей эмоционально – волевой и мотивационной сферы с целью обеспечения помощи педагогическому коллективу в создании образовательной среды, учитывающей психофизиологические особенности учащихся и с тем, чтобы отследить динамику изменений и вовремя оказать коррекционную помощь. Разработка учебно-методических рекомендаций по созданию образовательной среды, учитывающей психофизиологические особенности учащихся. Отслеживание и профилактика суицидальных наклонностей учащихся группы риска. Оказание психологической помощи учащимся 9,11 класса в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ Оказание коррекционно – развивающей помощи учащимся, нуждающимся в коррекции и развитии познавательных способностей, имеющих проблемы в установлении контактов с окружающими, повышенный уровень тревожности. Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними. Оказание психологической помощи учащимся группы риска. Оказание психологической помощи одаренным учащимся. Оказание содействия педагогическому коллективу в повышении профессиональной компетентности через просветительскую работу. Совершенствование организации работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами и их родителями. Отслеживание процесса развития и формирование УУД учащихся для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса. Выполняемые задачи на разных этапах обучения: Начальная школа: Обеспечение адаптации к школе. Выявление интеллектуального уровня, состояния эмоционально-волевой сферы; Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики развития психических функций: - мышления (анализа, обобщения, сравнения, аналогии, классификации и др.), - памяти (кратковременной, отсроченной, слуховой, зрительной), - внимания (объема, распределения, устойчивости, способности к быстрому переключению), - восприятия (слухового, зрительного, целостности, фрагментарности). Повышение заинтересованности детей в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации. Развитие самостоятельности и самоорганизации. Поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих способностей. формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Основная школа: Сопровождение перехода в среднее звено. Поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития. Развитие самосознания, обучение анализу своих чувств и поступков. Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации. Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций. Профилактика девиантного поведения. Старшая школа: Сопровождение перехода в старшее звено. Помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении. Развитие временной перспективы, способности к целеполаганию. Развитие психосоциальной компетентности. Профилактика девиантного поведения, разного рода зависимостей. Поддержка в самопознании. Направления психологической работы: 1. Психопрофилактическая работа: формирование у детей, педагогов, родителей общей психологической культуры с помощью бесед и тренингов; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности, развитии интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка; профилактика отклонений в развитии, поведении и деятельности детей; оказание помощи детям в период адаптации их к условиям учебно-воспитательного учреждения; определение психологической готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции; предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с неблагоприятными условиями жизни. Обучение и воспитание детей; создание благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм обучения. 2. Психодиагностическая работа: психологическое обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения им необходимыми навыками и умениями; изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, оказание помощи в профессиональном и личностном самоопределении; дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, нарушений поведения; диагностику характера общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения. 3. Развивающая и психокоррекционная работа. Работа предполагает осуществление программ, предусматривающих: развитие и коррекцию отклонений в психическом развитии; обучение методам и приемам саморегуляции и преодоления эмоциональных стрессов. 4. Консультативная работа.: консультирование педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей; Календарный план работы педагога — психолога. № Содержание деятельности, форма работы Сроки проведения Категория участников Ответственные, привлекаемые специалисты Форма отчетности, предполагаемый результат I. Организационно- методическая работа. 1 Подготовка к работе кабинета к новому учебному году Август 2 Составление перспективного плана на год. Август 3 Изучение нормативно-правовой базы Подготовка рекомендаций, консультаций, памяток для обучающихся, воспитанников, педагогов и родителей. Разработка и подготовка к работе методик для диагностики обучающихся: распечатка, подготовка бланков, стимульного материала Обработка результатов исследований проводимых с обучающимися, педагогами , родителями. Оформление документации. В течение Педагоги учебного года В течение Обучающиеся, Педагог– психолог учебного года педагоги, родители 4 5 6 В течение учебного года Педагог– психолог Оформление папки нормативно –правовых документов Педагог– психолог Практические рекомендации, памятки Педагог– психолог Консультации Обучающиеся, педагоги В течение педагоги, учебного года родители Педагоги Педагог Педагог– психолог Выступления на родит .собраниях. 7 Работа педагога-психолога по самообразованию «Коррекция познавательных процессов у обучающихся, начального звена на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов» В течение Обучающиеся учебного года Педагог– психолог Выступления на МО II. Психодиагностическая работа. 1 2 3 4 Изучение интересов и склонностей воспитанников: - опросник «Изучение интересов и склонностей» (опросник Климова Е.А). Изучение удовлетворенности: - родителей : анкетирование «Школа глазами родителей»; - педагогов: анкетирование «Климат в коллективе»; - обучающихся: анкетирование «Жизнь в школе». Мониторинг состояния здоровья обучающихся воспитанников на начало учебного года: - анкетирование ЗОЖ. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к образовательному процессу на начало учебного года: - ориентировочный тест КернаЙерасека; Сентябрь 5-10 классы Педагог- психолог Сводные данные по классам, информация Педагог социальный, педагог- психолог Итоги анкетирования (сводная) Сентябрь Родители Октябрь Педагоги Октябрь 1 -11 классы Октябрь 1-11 классы Педагог- психолог Итоги анкетирования, информация Октябрь 1 класс Кл. руководители, педагог- психолог Статистические данные, информация 5 6 7 - тест «Лесенка» (По Т.Д. Марциновской); - методика «Солнце, тучка, дождик» (по Н.И. Дереклеевой). Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации обучающихся, воспитанников 5 класса к обучению в среднем звене на начало учебного года: - «Оценка уровня школьной мотивации» (по Н.Лускановой)»; - Экспрес-методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации»; - Социометрическое исследование. Изучение эмоциональной сферы обучающихся, воспитанников: - проективная методика «Дом.Дерево.Человек»; - проективная методика «Моя семья»; - проективный тест «Несущественное животное». - проективная методика «Кактус» - методика получения обратной связи «Ёжик» Диагностика семейного воспитания: - анкета «Изучение влияния семейной атмосферы на успеваемость ребенка». Ноябрь 5а класс Кл. руководители, педагог- психолог Статистические данные, информация По запросу 1-15классы Педагог- психолог Итоги диагностирования. Коррекция эмоциональных отклонений. Декабрь Родители Педагог- психолог, Родительское собрание педагог в 1 - 5 классы социальный «Давайте будем учиться вместе со своими детьми». 8 9 10 11 12 13 Коррекция межличностных взаимоотношений: - социометрическое исследование «Два домика» Диагностики на исследования внимания: - методика «Найди и вычеркни». - методика «Корректурная проба». - методика «Запомни и расставь точки». Диагностики на исследования памяти: - методика «Определение типа памяти»; Диагностики на исследования мыслительной деятельности: - методика «Исключение лишнего (предметный вариант)» - методика «Исключение лишнего (слова)». - методика «Определение понятий». Изучение удовлетворенности на конец учебного года: - детей «Жизнь в школе» (по А.А. Андрееву); - родителей «Школа глазами родителей» (по А.А. Андрееву). Мониторинг состояния здоровья обучающихся воспитанников на конец учебного года: - анкетирование ЗОЖ. Январь 1 -4 классы Педагог- психолог Статистические данные, информация Февраль 1 -11 классы Педагог- психолог Итоги диагностирования. Март 6-10 классы Педагог- психолог Итоги диагностирования. Апрель 1 -5классы Педагог- психолог Итоги диагностирования. Апрель 1 -10 классы Педагог социальный, педагог- психолог Итоги анкетирования (сводная) Апрель 1 -11 классы Педагог- психолог Итоги анкетирования, информация 14 15 Психолого-педагогический анализ Май особенностей адаптации первоклассников к образовательному процессу на конец учебного года: - ориентировочный тест КернаЙерасека; - тест «Лесенка» (По Т.Д. Марциновской); - методика «Солнце, тучка, дождик» (по Н.И. Дереклеевой). Психолого-педагогический анализ Май особенностей адаптации обучающихся, воспитанников 5 класса к обучению в среднем звене на конец учебного года: - «Оценка уровня школьной мотивации» (по Н.Лускановой)»; - Экспрес-методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации»; - Социометрическое исследование. 1 класс Кл. руководители, педагог- психолог Статистические данные, информация 5а класс Кл. руководители, педагог- психолог Статистические данные, информация Педагог- психолог Выявление группы детей дезадаптантов ,определение сферы дезадаптации. Ежедневное планирование III. Коррекционно –развивающая деятельность. 1. Коррекционно- развивающие занятия по профилактике дезадаптации у первоклассников. Октябрьноябрь 1 класс 2. Индивидуально — коррекционные занятия с детьми, состоящими на внутри школьном учете ВШУ В течение 1-4 классы учебного года Педагог- психолог 3 Развивающие занятия по коммуникативному общению с детьми, состоящими на различных видах учета. В течение учебного года 4. Индивидуально-коррекционная работа с обучающимися, имеющими отклонения в эмоционально-волевой сфере, сфере межличностных и семейных отношений:-игры на развитие способности выражать и понимать эмоции других;-игры и упражнения на снятие негативных эмоциональных переживаний, снятие эмоционального напряжения Коррекционная работа с детьми сиротами и детьми –инвалидами по развитию навыков общения, коррекции чувства неполноценности В течение 1-11 класс учебного года 5. 6. Коррекционные занятия с обучающимися, воспитанниками «группы риска»: - развитие коммуникативного общения; - развитие и коррекция познавательных процессов. 7 Проведение занятий по развитию психомоторики и сенсорных 6-9 классы Педагог- психолог Педагог- психолог Снижение конфликтов, расширение их интересов. Развитие познавательных процессов. Развитие коммуникативных навыков общения, уверенности в себе, снятие мышечного напряжения. В течении Дети- инвалиды Педагог- психолог, Развитие учебного года опекаемые дети педагог коммуникативных социальный навыков общения, развитие и коррекция познавательных процессов. По запросу Обучающиеся, Педагог- психолог, Развитие группы риска. педагог стрессоустойчивости, социальный умения общаться. В течении 1-4,7б,10 классы учебного года Педагог психолог Развитие мышления образного процессов IV. Психопрофилактическая и просветительская деятельность. Профилактическая работа с «трудными» детьми и детьми из неблагополучных семей по предупреждению безнадзорности, преступности и правонарушений: - блок занятий «Профилактика асоциального поведения». «ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ» Профилактика суицида у подростков:-тестирование» Незаконченные предложения»;групповое занятие» Мое отношение к жизни» В течение «группы риска» учебного года Неблагополучные семьи По запросу 1-10 классы 3 Профилактика насилия и жесткого обращения:Буллинг .Троллинг .Моббинг - групповое занятие «Практические советы на все случаи жизни»; По запросу 6 -10классы Педагог -психолог, Памятка «Как выжить, если вы в опасности». 4 Выступление на собрании родителей обучающихся, воспитанников 5а класса «Анализ динамических особенностей процесса адаптации к среднему звену». Психологические тематические классные часы с обучающимися, воспитанниками. Ноябрь Родители Педагог- психолог 1. 2. 5 По запросу 1-10 классы классных руководителей Педагог – Выступление на МО психолог, педагог коррекционных социальный технологий «Профилактика девиантного поведения у подростков из неполных семей». С-П-С Педагог- психолог Результаты исследований Разработка рекомендаций родителям «Трудности адаптации». 6 Оформление сменного стенда "Уголок психолога" по темам. В течение учебного года Педагог- психолог V. Проведение бесед, консультирование. 1. 2. 3. Индивидуальные и групповые По запросу консультации обучающихся, педагогов, родителей. Проведение консультаций с Ежемесячно обучающимися, воспитанниками по актуальным вопросам: - «Права несовершеннолетних в школе (круглый стол) »; -«Преступление и наказание» (знакомство с Уголовным Кодексом РФ –ст. 37 (освобождение от уголовной ответственности). - «Как выйти из конфликтной ситуации» (практические рекомендации). Разработка рекомендаций для По запросу обучающихся, воспитанников 9 класса : «Как подготовиться к экзаменам психологически». ОГЭ и 1-10 классы, Педагог –психолог классные руководители, 1-10 классы Педагог социальный, педагог – психолог Выработка рекомендаций Разработка групповых занятий Родители Педагог социальный, педагог –психолог Рекомендации В течение учебного года Родители Педагог социальный, педагог –психолог Информация В течение учебного года Педагоги ЕГЭ 4. 5. Проведение консультаций и бесед с семьями, попавшими в сложную жизненную ситуацию. Проведение консультаций и бесед с педагогами: - «Взаимоотношения ребенка со сверстниками и взрослыми»; СПС Выработка рекомендаций 6. 7. 8. 9. 10. - «Психология конфликта»; - «Основные направления работы с пятиклассниками в период их адаптации к обучению в среднем звене». Просвещение родителей: - участие в общешкольных и классных родительских собраниях; - работа по запросу Работа по запросу классных руководителей, и предметников. «Толерантность в семье и в обществе»-сообщение «Как построить доверительные отношения в семье»-консультация «Проблемы социализации детей с ОВЗ» В течение учебного года Ежемесячно родители СПС сентябрь 1-10 классы, классные руководители Родители Педагог-психолог Социальный педагог Педагог-психолог декабрь Родители Педагог-психолог март Родители Педагог-психолог Родительские собрания Родительские собрания Родительские собрания Родительские собрания Совместная работа семьи и школы по формированию основ социальноответственного поведения у детей