Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сивухская средняя общеобразовательная школа»
Педагог-психолог: Таймасханова К.Ц.
Цель: психологическое сопровождение ребенка в процессе всего школьного обучения.
Задачи
Мониторинг личностных, интеллектуальных качеств учащихся, особенностей эмоционально – волевой и
мотивационной сферы с целью обеспечения помощи педагогическому коллективу в создании образовательной
среды, учитывающей психофизиологические особенности учащихся и с тем, чтобы отследить динамику
изменений и вовремя оказать коррекционную помощь.
Разработка учебно-методических рекомендаций по созданию образовательной среды, учитывающей
психофизиологические особенности учащихся.
Отслеживание и профилактика суицидальных наклонностей учащихся группы риска.
Оказание психологической помощи учащимся 9,11 класса в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Оказание коррекционно – развивающей помощи учащимся, нуждающимся в коррекции и развитии познавательных способностей,
имеющих проблемы в установлении контактов с окружающими, повышенный уровень тревожности.
Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними.
Оказание психологической помощи учащимся группы риска.
Оказание психологической помощи одаренным учащимся.
Оказание содействия педагогическому коллективу в повышении профессиональной компетентности через просветительскую работу.
Совершенствование организации работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами и их родителями.
Отслеживание процесса развития и формирование УУД учащихся для проектирования и своевременной корректировки учебного
процесса.
Выполняемые задачи на разных этапах обучения:
Начальная школа:
Обеспечение адаптации к школе.
Выявление интеллектуального уровня, состояния эмоционально-волевой сферы;
Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики развития психических функций:
- мышления (анализа, обобщения, сравнения, аналогии, классификации и др.),
- памяти (кратковременной, отсроченной, слуховой, зрительной),
- внимания (объема, распределения, устойчивости, способности к быстрому переключению),
- восприятия (слухового, зрительного, целостности, фрагментарности).
Повышение заинтересованности детей в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации.
Развитие самостоятельности и самоорганизации.
Поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих способностей.
формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом
развитии, обучении.
Основная школа:
Сопровождение перехода в среднее звено.
Поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития.
Развитие самосознания, обучение анализу своих чувств и поступков.
Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.
Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Профилактика девиантного поведения.
Старшая школа:
Сопровождение перехода в старшее звено.
Помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.
Развитие временной перспективы, способности к целеполаганию.
Развитие психосоциальной компетентности.
Профилактика девиантного поведения, разного рода зависимостей.
Поддержка в самопознании.
Направления психологической работы:
1. Психопрофилактическая работа:
формирование у детей, педагогов, родителей общей психологической культуры с помощью бесед и тренингов;
своевременное предупреждение нарушений в становлении личности, развитии интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка;
профилактика отклонений в развитии, поведении и деятельности детей;
оказание помощи детям в период адаптации их к условиям учебно-воспитательного учреждения;
определение психологической готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления способностей, отклонений в
развитии и их коррекции;
предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с неблагоприятными условиями жизни. Обучение
и воспитание детей;
создание благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм обучения.
2. Психодиагностическая работа:
психологическое обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня
овладения им необходимыми навыками и умениями;
изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального
подхода к каждому ребенку, оказание помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, нарушений
поведения;
диагностику характера общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения.
3. Развивающая и психокоррекционная работа.
Работа предполагает осуществление программ, предусматривающих:
развитие и коррекцию отклонений в психическом развитии;
обучение методам и приемам саморегуляции и преодоления эмоциональных стрессов.
4. Консультативная работа.:
консультирование педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей;
Календарный план работы педагога — психолога.
№
Содержание деятельности,
форма работы
Сроки
проведения
Категория
участников
Ответственные,
привлекаемые
специалисты
Форма
отчетности,
предполагаемый
результат
I. Организационно- методическая работа.
1
Подготовка к работе кабинета к
новому учебному году
Август
2
Составление перспективного плана
на год.
Август
3
Изучение нормативно-правовой
базы
Подготовка рекомендаций,
консультаций, памяток для
обучающихся, воспитанников,
педагогов и родителей.
Разработка и подготовка к работе
методик для диагностики
обучающихся: распечатка,
подготовка бланков, стимульного
материала
Обработка результатов
исследований проводимых с
обучающимися, педагогами ,
родителями. Оформление
документации.
В
течение Педагоги
учебного года
В
течение Обучающиеся,
Педагог– психолог
учебного года педагоги, родители
4
5
6
В
течение
учебного года
Педагог– психолог Оформление
папки
нормативно –правовых
документов
Педагог– психолог Практические
рекомендации,
памятки
Педагог– психолог Консультации
Обучающиеся,
педагоги
В
течение педагоги,
учебного года родители
Педагоги
Педагог
Педагог– психолог Выступления на родит
.собраниях.
7
Работа педагога-психолога по
самообразованию «Коррекция
познавательных процессов у
обучающихся, начального звена на
занятиях по развитию
психомоторики и сенсорных
процессов»
В
течение Обучающиеся
учебного года
Педагог– психолог Выступления на МО
II. Психодиагностическая работа.
1
2
3
4
Изучение интересов и склонностей
воспитанников:
- опросник «Изучение интересов и
склонностей» (опросник Климова
Е.А).
Изучение удовлетворенности:
- родителей : анкетирование
«Школа глазами родителей»;
- педагогов: анкетирование
«Климат в коллективе»;
- обучающихся: анкетирование
«Жизнь в школе».
Мониторинг состояния здоровья
обучающихся воспитанников на
начало учебного года:
- анкетирование ЗОЖ.
Психолого-педагогический анализ
особенностей адаптации
первоклассников к
образовательному процессу на
начало учебного года:
- ориентировочный тест КернаЙерасека;
Сентябрь
5-10 классы
Педагог- психолог
Сводные данные
по
классам,
информация
Педагог
социальный,
педагог- психолог
Итоги анкетирования
(сводная)
Сентябрь
Родители
Октябрь
Педагоги
Октябрь
1 -11 классы
Октябрь
1-11 классы
Педагог- психолог
Итоги анкетирования,
информация
Октябрь
1 класс
Кл. руководители,
педагог- психолог
Статистические
данные, информация
5
6
7
- тест «Лесенка» (По Т.Д.
Марциновской);
- методика «Солнце, тучка, дождик»
(по Н.И. Дереклеевой).
Психолого-педагогический анализ
особенностей адаптации
обучающихся, воспитанников 5
класса к обучению в среднем звене
на начало учебного года:
- «Оценка уровня школьной
мотивации» (по Н.Лускановой)»;
- Экспрес-методика «Выявление
тревожности у пятиклассников в
период адаптации»;
- Социометрическое исследование.
Изучение эмоциональной сферы
обучающихся, воспитанников:
- проективная методика
«Дом.Дерево.Человек»;
- проективная методика «Моя
семья»;
- проективный тест
«Несущественное животное».
- проективная методика «Кактус»
- методика получения обратной
связи «Ёжик»
Диагностика семейного воспитания:
- анкета «Изучение влияния
семейной атмосферы на
успеваемость ребенка».
Ноябрь
5а класс
Кл. руководители,
педагог- психолог
Статистические
данные, информация
По запросу
1-15классы
Педагог- психолог
Итоги
диагностирования.
Коррекция
эмоциональных
отклонений.
Декабрь
Родители
Педагог- психолог, Родительское собрание
педагог
в 1 - 5 классы
социальный
«Давайте
будем
учиться вместе со
своими детьми».
8
9
10
11
12
13
Коррекция межличностных
взаимоотношений:
- социометрическое исследование
«Два домика»
Диагностики на исследования
внимания:
- методика «Найди и вычеркни».
- методика «Корректурная проба».
- методика «Запомни и расставь
точки».
Диагностики на исследования
памяти:
- методика «Определение типа
памяти»;
Диагностики на исследования
мыслительной деятельности:
- методика «Исключение лишнего
(предметный вариант)»
- методика «Исключение лишнего
(слова)».
- методика «Определение понятий».
Изучение удовлетворенности на
конец учебного года:
- детей «Жизнь в школе» (по А.А.
Андрееву);
- родителей «Школа глазами
родителей» (по А.А. Андрееву).
Мониторинг состояния здоровья
обучающихся воспитанников на
конец учебного года:
- анкетирование ЗОЖ.
Январь
1 -4 классы
Педагог- психолог
Статистические
данные, информация
Февраль
1 -11 классы
Педагог- психолог
Итоги
диагностирования.
Март
6-10 классы
Педагог- психолог
Итоги
диагностирования.
Апрель
1 -5классы
Педагог- психолог
Итоги
диагностирования.
Апрель
1 -10 классы
Педагог
социальный,
педагог- психолог
Итоги анкетирования
(сводная)
Апрель
1 -11 классы
Педагог- психолог
Итоги анкетирования,
информация
14
15
Психолого-педагогический анализ
Май
особенностей адаптации
первоклассников к
образовательному процессу на конец
учебного года:
- ориентировочный тест КернаЙерасека;
- тест «Лесенка» (По Т.Д.
Марциновской);
- методика «Солнце, тучка, дождик»
(по Н.И. Дереклеевой).
Психолого-педагогический анализ
Май
особенностей адаптации
обучающихся, воспитанников 5
класса к обучению в среднем звене
на конец учебного года:
- «Оценка уровня школьной
мотивации» (по Н.Лускановой)»;
- Экспрес-методика «Выявление
тревожности у пятиклассников в
период адаптации»;
- Социометрическое исследование.
1 класс
Кл. руководители,
педагог- психолог
Статистические
данные, информация
5а класс
Кл. руководители,
педагог- психолог
Статистические
данные, информация
Педагог- психолог
Выявление
группы
детей дезадаптантов
,определение
сферы
дезадаптации.
Ежедневное
планирование
III. Коррекционно –развивающая деятельность.
1.
Коррекционно- развивающие
занятия по профилактике
дезадаптации у первоклассников.
Октябрьноябрь
1 класс
2.
Индивидуально — коррекционные
занятия с детьми, состоящими на
внутри школьном учете ВШУ
В
течение 1-4 классы
учебного года
Педагог- психолог
3
Развивающие занятия по
коммуникативному общению с
детьми, состоящими на различных
видах учета.
В
течение
учебного года
4.
Индивидуально-коррекционная
работа с обучающимися, имеющими
отклонения в эмоционально-волевой
сфере, сфере межличностных и
семейных отношений:-игры на
развитие способности выражать и
понимать эмоции других;-игры и
упражнения на снятие негативных
эмоциональных переживаний,
снятие эмоционального напряжения
Коррекционная работа с детьми
сиротами и детьми –инвалидами по
развитию навыков общения,
коррекции чувства неполноценности
В
течение 1-11 класс
учебного года
5.
6.
Коррекционные занятия с
обучающимися, воспитанниками
«группы риска»:
- развитие коммуникативного
общения;
- развитие и коррекция
познавательных процессов.
7
Проведение занятий по развитию
психомоторики и сенсорных
6-9 классы
Педагог- психолог
Педагог- психолог
Снижение конфликтов,
расширение
их
интересов. Развитие
познавательных
процессов.
Развитие
коммуникативных
навыков
общения,
уверенности в себе,
снятие
мышечного
напряжения.
В
течении Дети- инвалиды Педагог- психолог, Развитие
учебного года опекаемые дети
педагог
коммуникативных
социальный
навыков
общения,
развитие и коррекция
познавательных
процессов.
По запросу
Обучающиеся,
Педагог- психолог, Развитие
группы риска.
педагог
стрессоустойчивости,
социальный
умения общаться.
В
течении 1-4,7б,10 классы
учебного года
Педагог психолог
Развитие
мышления
образного
процессов
IV. Психопрофилактическая и просветительская деятельность.
Профилактическая работа с
«трудными» детьми и детьми из
неблагополучных семей по
предупреждению безнадзорности,
преступности и правонарушений:
- блок занятий «Профилактика
асоциального поведения».
«ПРОФИЛАКТИКА
НАРКОМАНИИ»
Профилактика суицида у
подростков:-тестирование»
Незаконченные предложения»;групповое занятие»
Мое отношение к жизни»
В
течение «группы риска»
учебного года Неблагополучные
семьи
По запросу
1-10 классы
3
Профилактика насилия и жесткого
обращения:Буллинг .Троллинг
.Моббинг
- групповое занятие «Практические
советы на все случаи жизни»;
По запросу
6 -10классы
Педагог -психолог, Памятка «Как выжить,
если вы в опасности».
4
Выступление на собрании родителей
обучающихся, воспитанников 5а
класса «Анализ динамических
особенностей процесса адаптации к
среднему звену».
Психологические тематические
классные часы с обучающимися,
воспитанниками.
Ноябрь
Родители
Педагог- психолог
1.
2.
5
По
запросу 1-10 классы
классных
руководителей
Педагог
– Выступление на МО
психолог, педагог коррекционных
социальный
технологий
«Профилактика
девиантного
поведения
у
подростков
из
неполных семей».
С-П-С
Педагог- психолог
Результаты
исследований
Разработка
рекомендаций
родителям «Трудности
адаптации».
6
Оформление сменного стенда
"Уголок психолога" по темам.
В
течение
учебного года
Педагог- психолог
V. Проведение бесед, консультирование.
1.
2.
3.
Индивидуальные и групповые
По запросу
консультации обучающихся,
педагогов, родителей.
Проведение консультаций с
Ежемесячно
обучающимися, воспитанниками по
актуальным вопросам:
- «Права несовершеннолетних в
школе (круглый стол) »;
-«Преступление и наказание»
(знакомство с Уголовным Кодексом
РФ –ст. 37 (освобождение от
уголовной ответственности).
- «Как выйти из конфликтной
ситуации» (практические
рекомендации).
Разработка рекомендаций для
По запросу
обучающихся, воспитанников 9
класса : «Как подготовиться к
экзаменам психологически». ОГЭ и
1-10
классы, Педагог –психолог
классные
руководители,
1-10 классы
Педагог
социальный,
педагог
–
психолог
Выработка
рекомендаций
Разработка групповых
занятий
Родители
Педагог
социальный,
педагог –психолог
Рекомендации
В
течение
учебного года
Родители
Педагог
социальный,
педагог –психолог
Информация
В
течение
учебного года
Педагоги
ЕГЭ
4.
5.
Проведение консультаций и бесед с
семьями, попавшими в сложную
жизненную ситуацию.
Проведение консультаций и бесед с
педагогами:
- «Взаимоотношения ребенка со
сверстниками и взрослыми»;
СПС
Выработка
рекомендаций
6.
7.
8.
9.
10.
- «Психология конфликта»;
- «Основные направления работы с
пятиклассниками в период их
адаптации к обучению в среднем
звене».
Просвещение родителей:
- участие в общешкольных и
классных родительских собраниях;
- работа по запросу
Работа по запросу классных
руководителей, и предметников.
«Толерантность в семье и в
обществе»-сообщение
«Как построить доверительные
отношения в семье»-консультация
«Проблемы социализации детей с
ОВЗ»
В
течение
учебного года
Ежемесячно
родители
СПС
сентябрь
1-10 классы,
классные
руководители
Родители
Педагог-психолог
Социальный
педагог
Педагог-психолог
декабрь
Родители
Педагог-психолог
март
Родители
Педагог-психолог
Родительские
собрания
Родительские
собрания
Родительские
собрания
Родительские
собрания
Совместная
работа
семьи и школы по
формированию основ
социальноответственного
поведения у детей