1 Содержание Пояснительная записка 3 Паспорт Программы развития школы 4 1. Анализ потенциала развития школы 7 2. Концепция развития школы 14 Модель школы – 2025 14 Модель педагога школы – 2025 15 Модель выпускника школы- 2025 15 3. Миссия школы 16 4. Основные направления реализации программы развития школы 16 4.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии 16 4.2. Повышение качества образования 18 4.3. Поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога в школе 4.4. Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся 4.5. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения 22 20 23 4.6. Развитие информационной среды школы 25 4.7. Инклюзивное образование в школе 27 4. 8. Развитие системы государственно-общественного управления 31 5. Система мер по минимизации рисков реализации Программы 33 6. Ожидаемые результаты реализации Программы развития 34 7. Механизм управления реализацией Программы развития 34 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа развития муниципального казённого общеобразовательного учреждения МКОУ «Сивухская СОШ», Хасавюртовского района Республики Дагестан (далее – Программа или Программа развития) является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления развития школы на период с 2022 года до 2027 года в логике современной государственной образовательной политики и с учетом потенциала саморазвития образовательного учреждения. В Программе отражены тенденции развития школы, отображены проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов муниципального общеобразовательного учреждения , представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. Программа является инструментом управления, развитием образовательного процесса и учреждения в целом. Она предназначена для систематизации управления развитием школы, а также разработки и реализации комплекса мер, направленных на достижение школой качества образования, адекватного запросам современного российского общества, уровню развития педагогической науки и меняющимся социально-экономическим условиям; на становление демократического уклада школы как действующей модели гражданского общества, которая призвана в конечном счете обеспечить достижение целей, поставленных в государственной программе Российской Федерации «Развитие Образования» на 2020 -2025 годы: цель 1 - качество образования, которое характеризуется: обеспечением глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождением Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. цель 2 - доступность образования цель 3 - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, 3 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения ( наименование и номер соответсвующего нормативного акта) Тип программы Заказчик программы Сведения об инициаторе идеи и ответственном разработчике программы Исполнители программы Цель программы Задачи программы Программа развития на 2022-2027 г.г. «Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях реализации обновлённого ФГОС» Принята 13.09.2022 Утверждена приказом целевая МКОУ «Сивухская СОШ» Фамилия, имя, отчество составителя:Набиев Наби Хасбулаевич Электронная почта: nabieff.nabi@yandex.ru Контактный телефон: 8(928) 593-69-06 Педагоги, учащиеся и родители МКОУ «Сивухская СОШ» Создание условий для получения каждым обучающимся высокого качества конкурентоспособного образования, обеспечивающего его профессиональный и социальный успех в современном мире. Задачи образования: - сформировать ключевые компетентности учащихся в решении информационных, коммуникативных и учебных образовательных задач; - осуществить индивидуализацию образовательного процесса на основе широкого использования средств ИКТ, через формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе; - организовать поддержку учебных (урочных и внеурочных), внешкольных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики; - способствовать развитию учащихся как субъектов отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности; -сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье; -помочь учащимся овладеть грамотностью в различных ее проявлениях (математическом, учебном, языковом, естественнонаучном, гражданском, технологическом); -обеспечить сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Задачи кадрового обеспечения: - разработка системы нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основных образовательных программ и достижения планируемых результатов общего 4 образования в свете требований ФГОС; - укомплектованность кадрами, соответствующими профилю преподаваемой дисциплины и необходимой квалификации, способными к инновационной профессиональной деятельности, обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию; - формирование компетентности профессиональной, информационной, коммуникативной, общекультурной, социально-трудовой, компетентности в сфере личностного самоопределения; - создание условий для взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов; -обучение работников по всему комплексу вопросов, связанных с переходом ФГОС третьего поколения. -использование инновационного опыта других образовательных учреждений, экспериментальных площадок региона по внедрению ФГОС третьего поколения; - проведение комплексных мониторинговых исследований результатов педагогов, образовательного процесса и эффективности инноваций. Задачи педагогического обеспечения: - разработка рабочих образовательных программ по различным предметам на основе федеральных программ, новых государственных образовательных стандартов; - внедрение новых технологий, развивающих инновационное, самостоятельное, критическое мышление; - разработка и реализация воспитательной программы по духовно-нравственному воспитанию; - реализация программы по сохранению и укреплению духовного и физического здоровья; - разработка программы коррекционной работы; Сроки и этапы Первый этап (2022 - 2023 учебный год) – аналитикопроектировочный: реализации Проблемно-ориентированный анализ программы реализации предыдущей Программы развития (2022-2023 гг.); -Разработка направлений приведения образовательной системы школы в соответствие с задачами программы развития на 2022-2027 гг. и определение системы мониторинга реализации настоящей Программы развития (2017-2021 гг.); результа Второй этап (2024 - 2026 учебные годы) – реализующий: Реализация мероприятий плана действий Программы; Реализация ФГОС ООО и внедрение ФГОС СОО. Реализация образовательных и воспитательных проектов. - Нормативно-правовое сопровождение реализации Программы развития; Осуществление системы мониторинга реализации Программы, текущий анализ промежуточных результатов Третий этап (январь – июль 2027) – аналитикообобщающий: 5 - итоговая диагностика реализации основных программных мероприятий; - анализ итоговых результатов мониторинга реализации Программы; -обобщение позитивного опыта осуществления программных мероприятий - определение целей, задач и направлений стратегий дальнейшего развития школы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; поправки к нему; Конвенция о правах ребенка; ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 06.10.2009 № 373 ФГОС ООО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» декабря 2010 г. № 1897 11.06.2014г № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)»; Законодательная Приказ Мин.просвещения РФ от 31 мая2021 г. №286 ,287 «Об база для разработки программы развития утверждении ФГОС НОО и ФГОС ООО» Источники финансирования Средства из бюджета, добровольные пожертвования, реализации программы спонсорская помощь, средства на целевые проекты. 1. Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях реализации обновлённого ФГОС. 2. Повышение качества образования. 3. Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся 4. Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей в процессе обучения 5. Развитие информационной среды школы 6. Инклюзивное образование в школе Перечень 7. Развитие системы государственнонаправлений общественного управления 6 АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ 1.1. Общая характеристика организации По своему статусу, установленному при государственной аккредитации (свидетельство о государственной аккредитации серия 05А01 № 0001940 от 09 июня 2020 г. №7014), школа является: тип – муниципальным казённым общеобразовательным учреждением; вид – средняя общеобразовательная школа. Образовательную деятельность школа осуществляет в соответствии с Лицензией (Лицензия серия 05Л01 0004040 от 12 мая 2020г. № 9627) на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профилям, по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии. МКОУ «Сивухская СОШ» расположена на территории с. Сивух Хасавюртовского района, в котором проживает 4567 человек, Глава местной администрации – Садудинов Магомед Дарбишевич. 1.2. Особенности образовательного процесса Обучение ведется по следующим образовательным программам: № 1 2 3 4 Наименование программ Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование Дополнительное образование детей Уровень, направленность Общеобразовательная (основная) Общеобразовательная (основная) Общеобразовательная (основная) (дополнительный по направлениям) Ш 4 года/ 1-4 5 лет/ 5-9 2 года/ 10-11 1-4 года (для начального общего образования 5 лет (для основного общего образования) 2года(для среднего общего образования) 1.3. Организационно-педагогическое обеспечение учебного процесса Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года для обучающихся 2-11-х классов– 34 недели, для обучающихся 1 классов – 33 недели. Продолжительность каникул: в течение учебного года – не менее 30 календарных дней; летом – не менее 8 недель. Учебный годовой календарный график работы состоит: для 1-9 классов – из 4-х учебных четвертей; для 10-11 классов – из 2-х полугодий. Учебные занятия проводятся в две смены. Продолжительность урока – 40 минут. 7 1.4. Материально-техническое оснащение образовательного процесса Учебный процесс характеризуется следующими показателями своей обеспеченности: Наименование Количество оборудованных учебных кабинетов 4 Объектов для проведения практических занятий Спортивный зал 2 1 Тренажерный зал 0 Многофункциональная спортивная площадка Библиотека Столовая 1 1 1 Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся http://school-collection.edu.ru/ http://fcior.edu.ru/ http://www.ege.edu.ru/ http://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge 1.5. Характеристика педагогического коллектива Педагогический коллектив школы составляет 53 человек. На 1 учителя школы приходится в среднем 19 учащихся. 1.5.1. Профессиональное образование с высшим образованием (кол-во и %) - 64 (94,12 %), со средне-спец. образованием – 4 (7.55%) Наблюдается стабильность педагогического коллектива. Многие учителя работают в школе не первый год. 1.5.2. Категорийность на 2022-2023 учебный год Педагоги, имеющие категории : высшую – 4 (7.55%), первую - 15 (22.06%) соответствие – 49 (72.06%) 1.5.3 Стаж работы от 0 до 5 – 0; от 5 до 10 – 4; от 10 до 15 –6; от 15 до 20 – 7; от 20 до 25 – 6; от 25 до 30 – 9; от 30 до 40 -20; более 40 лет – 11.Из 68 педагогов: 54 женщины, 14 мужчины. Количество учителей по предметам: русский язык и литература – 9; математика-6, информатика -1, физика – 1; химия-1, биология-1, география – 2; английский язык – 5; история-3, обществознание– 1; физическая культура – 3; начальные классы –19., технология – 2, музыка-1, родной язык-4 В школе осуществляется психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которое ведется на протяжении всего периода его обучения. Учителя и классные руководители, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом-психологом заполняют на них карты сопровождения. 8 Оценка внутреннего потенциала школы Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения Сильная сторона Слабая сторона Благоприятные Риски возможности Реализация направления «ФГОС: образовательный стандарт в действии» - Все классы уровня - Насыщенность урочной - Привлечение начального общего и внеурочной родителей к участию в образования обучаются деятельности, общешкольных по ФГОС НОО. потенциально возможные мероприятиях; - Созданы условия для перегрузки обучающихся, - Все педагоги школы реализации ФГОС в сочетании с не прошли КПК по ФГОС; Третьего поколения; сформированным - Внедрение - Учащиеся 5 –9 здоровым отдыхом вне инновационных классов обучаются по школы может вызывать технологий ФГОС ООО. 5классы готовы к переходу на ФГОС третьего поколения усталость у некоторых развивающего - Обучающиеся 10 учащихся; обучения; классов обучаются по - При обновлении - Внедрение в систему ФГОС СОО содержания образования воспитательной работы нет полноценной школы технологии поддержки от социального родительской проектирования. общественности, частично 9 проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы. Реализация направления «Повышение качества образования» - В школе создана и - Не все педагоги школы - Все педагоги школы - Отсутствие реализуется система готовы морально к своевременно проходят должного подготовки изменению подходов к КПК; контроля со обучающихся к обучению - Внедрение стороны независимой оценке - Нежелание некоторых инновационных родителей качества образования; педагогов изменять технологий значительного - Создана система формы работы, подходы к развивающего числа поощрения педагогов обучающимся; обучения. обучающихся; за качественную - низкий подготовку социальный обучающихся к ГИА уровень (система некоторых стимулирующих семей, низкий выплат педагогам); уровень - Готовность педагогов образовательн ых к изменениям; потребностей. - Возможность самообразования и повышения квалификации в очной и и заочной, дистанционной формах. Реализация направления «Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся» - наличие опытного и - недостаточная -заинтересованность обученного кадрового материально-техническая различных социальных потенциала; оснащенность базы; институтов (военный - заинтересованность - недостаточно высокий комиссариат, МВД, педагогических уровень патриотического местной власти) в работников и учащихся сознания школьников в патриотическом - риск потери кадров; - изменение концепций по патриотическо му 10 в патриотическом современное время; воспитании воспитанию. воспитании; - отражение гражданско-правового сознания в урочной и внеурочной деятельности (проведение различных экскурсий, посещение музея, изучение личностей героев, участников ВОВ области, района) Реализация направления «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения» - Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудование соответствуют СанПиНам; - Регулярный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся; Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой, стол свободного выбора блюд - Просветительская работа педагогов, классных руководителей, учителей физической культуры и ОБЖ на темы здоровьесбережения, - Спортивная работа (спортивные мероприятия, проведение Дней здоровья); - Организация медицинских осмотров учителей; - Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков, качественное методическое сопровождение - Нет дополнительных помещений и ресурсов для организованных спортивных занятий (например, спортивный городок для занятий спортом на свежем воздухе, площадка по отработке ПДД); - Недостаточное финансирование организации физкультурно-спортивных занятий разных видов спортивной деятельности; - Привлечение социальных партнеров, спонсоров для организации учащимся полноценного физического спортивного развития (создание площадки для спортивных занятий на свежем воздухе) - Перегрузка учащихся урочной и внеурочной деятельностью; - Нездоровый образ жизни ряда семей 11 Реализация направления «Развитие информационной среды школы» -Материально- Нежелание ряда - Высокая скорость -Отсутствие техническая база педагогов активно интернета. штатных учреждения использовать ИКТ в своей единиц для Укомплектована частично; деятельности; привлечения -В школе работает дополнительны значительное число х специалистов - Создана локальная возрастных педагогов, ИКТ-профиля,?? сеть. испытывающих трудности - Создан сайт школы. в освоении ИКТНедостаточнос технологий. ть фин-х ресурсов для активного развития мат- технич. базы Реализация направления «Инклюзивное образование» - Некоторые - Нехватка -Посещение курсов специалисты обучены профессиональных знаний повышения по данному у педагогов; квалификации по направлению. - Моральная неготовность данному направлению; ряда педагогов к - Участие в вебинарах, принятию детей с ОВЗ. семинарах по инклюзивному образованию. Реализация направления «Развитие системы государственно-общественного управления» - Наличие в школе - Редко обновляется -Перераспределение - Нежелание профессиональной коллектив молодыми обязанностей членов должным команды педагогов; специалистами; коллектива; образом - Педагоги активно - Некоторые классные - Поиск новых идей и работать с пользуются руководители не в полной ресурсов; классными предметными сайтами, мере используют ресурс - Возможность коллективами Интернет-ресурсами родительской дистанционного приводит в для обогащения опыта, общественности при обучения (вебинаров) ряде случаев к - Функционирование решении проблем для обогащения опыта конфликтам во Педсовета, организации и обновления знаний; взаимоотношен родительского образовательного иях педагогов и комитета, органов процесса ученического ученического - Формализм в работе коллектива; самоуправления родительского комитета - Сложности взаимодействи яс внебюджетным и организациями, коммерческими предприятиями для активации возможностей 12 и поиска новых ресурсов Реализация подпрограммы «Одаренные дети» - Систематизируется - Дефицит временных - Мониторинг работа с одаренными ресурсов как у учителя, «Одаренные дети» талантливыми детьми; так и у ученика; проводится регулярно - Проводятся - Выявлением и через: изучение элективные курсы, поддержанием «Портфолио» индивидуальные талантливых детей учащихся, участия в консультации, занимаются не все олимпиадах, олимпиады, педагоги, существуют творческих конкурсах, конференции, участие в учителя, не преследующие интеллектуальных интеллектуальных данной цели в процессе проектах; играх, проектах; обучения. - психолого- Существует педагогическое сопровождение и сопровождение подготовка учащихся одаренных детей; со стороны педагогов; - Высокие достижения - Улучшение в спортивной, военнорезультативности спортивной спортивной деятельности деятельности учащихся. учащихся, в реализации проекта «Внедрение комплекса ГТО». - Дефицит временных ресурсов как у учителя, так и у ученика; Реализация подпрограммы «Усовершенствование материальной базы» - Создана достаточная - Недостаточное - Привлечение материальнофинансирование для социальных партнеров Недостаточное техническая база для внедрения всех к решению вопросов внебюджетное обеспечения необходимых требований развития школы; финансировани достижения высокого ФГОС ООО - Финансовая е. качества образования. поддержка школы за счет включения в различные адресные программы. Анализ позволяет выделить приоритетную стратегию развития образовательной системы школы – организованный переход, эффективное внедрение и качественная оценка результатов освоения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения на основе гармоничного развития образовательной среды и участников образовательного процесса. Анализ позволяет оценить, что внешние возможности и риски не являются определяющими в развитии образовательной системы школы. Стратегия развития ориентирована на внутренний потенциал развития школы и инновационные технологии управления и обучения. 13 2. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Основная стратегическая цель Программы развития МКОУ «Сивухская СОШ» совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума. Для достижения указанной цели должны быть следующие стратегические задачи: 1. Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов образования для обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, запросов семьи и общества. Обеспечение доступности и качества образования. 2. Обеспечение внедрения профессионального стандарта педагога в школе. 3. Привлечение молодых специалистов. 4. Совершенствование методов и технологий организации образовательного процесса для успешной социализации обучающихся, формирования различных компетенций. 5. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей. 6. Совершенствование системы здоровьесбережения учащихся. 7. Обеспечение обучающимся с особыми образовательными потребностями равной доступности к образовательным ресурсам. Создание условий для инклюзивного образования и безбарьерной среды. 8. Совершенствование работы системы психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса. 9. Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании; открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы. МОДЕЛЬ ШКОЛЫ – 2025 Настоящая программа развития предполагает, что в результате ее реализации, образовательная система школы будет обладать следующими чертами: 1) школа предоставляет учащимся качественное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных стандартов второго поколения, что подтверждается через независимые формы аттестации; 2) выпускники школы конкурентоспособны в системе высшего и среднего профессионального образования; 3) в школе существует/действует воспитательная система культурно-нравственной и экологической ориентации, адекватная потребностям времени; 4) деятельность школы не наносит ущерба здоровью учащихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды; 5) в школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический коллектив; 6) педагоги школы применяют в своей практике современные технологии обучения; 14 7) школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы государственнообщественного управления школой; 8) школа имеет современную материально-техническую базу и пространственнопредметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов; 9) школа имеет широкие партнерские связи с системой дополнительного образования; 10) школа востребована потребителями и они удовлетворены ее услугами, что обеспечивает ее лидерство на рынке образовательных услуг. МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА ШКОЛЫ – 2025 Учитывая все вышеизложенное в предыдущих разделах, наиболее целесообразным представляется следующая модель компетентного педагога: 1) наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога; 2) способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности; 3) стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов; 4) наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса; 5) наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности; 6) готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта; 7) освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков; 8) принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога; 9) наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции; МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА - 2025 года. Перспективная модель выпускника школы строится на основе Национального образовательного идеала - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях 15 российского народа и ориентирована на его готовность к самореализации в современном мире. В понятии готовность отражается единство потребностей и способностей выпускника. Соответственно, результатом деятельности школы станут, с одной стороны, сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны, компетенции выпускника, значимые в социальном окружении и компетентности. Выпускник должен обладать следующими чертами: 1) стремление к позитивной самореализации себя в современном мире; 2) прочные знания по основным школьным предметам обучения; 3) способность самостоятельно добывать знания, способность эффективно работать и зарабатывать, способность полноценно жить и способность нравственно жить в обществе; 4) владение основами мировой культуры; воспринимать себя как носителя общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а так же проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей; 5) готовность в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации, общественнополитические достижения государства, чтить государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, принимать активное участие в государственных праздниках; 6) ведя здоровый образ жизни, гражданин России может принести своей стране практическую пользу; 7) умение жить в условиях рынка и информационных технологий, знание компьютерной техники и иностранных языков, готовность к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира; 8) уважительное отношение к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой; 9) наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения, выстраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни; 10) готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования; 11) способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры. 3. МИССИЯ ШКОЛЫ Социально-педагогическая миссия школы состоит в создании образовательной среды, способной удовлетворить потребность субъектов образовательного процесса в доступном качественном образовании, соответствующем современным требованиям и способствующем развитию потенциала субъектов образовательного процесса. 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 4.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии С 1 сентября 2010 года образовательное учреждение осуществило переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения. Это позволило изменить основные требования к содержанию образовательного процесса, а также к условиям его реализации, не забывая при этом, что школа не только должна давать знания, но и серьезное внимание уделять воспитательному процессу. 16 В начальной школе выделено: 10 часов на внеурочные занятия во второй половине дня, во время которых реализуются дополнительные образовательные программы, программы социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся в форме кружков, экскурсий, презентаций проектов, бесед. Администрация образовательного учреждения и все педагоги начального общего и основного общего образования поэтапно прошли курсы повышения квалификации по ФГОС. Внесены изменения в основную образовательную программу, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся . Цель: Обеспечение условий для реализации Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. Задачи: 1. Создать комплекс организационно-методических и психолого-педагогических условий, обеспечивающий успешный поэтапный переход НОО и ООО на освоение ФГОС общего образования третьего поколения. 2. Создать условия обеспечения вариативности образовательных программ и условий их реализации. 3. Обеспечить реализацию новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья. № 1 2 3 4 5 6 Мероприятия Приведение нормативной базы ОО в соответствие с требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО Приведение основных общеобразовательных программы ОО в соответствие с требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО Изучениетребований,нормативноправовых документов по реализации ФГОС НОО, ООО, СОО, ФГОС ОВЗ педагогами ОО Организация и проведение независимого мониторинга результатов освоения ФГОС НОО, ООО, СОО (ВПР) Развитие внутренней системы оценки качества образования Создание условий для повышения Сроки До августа 2022 г Ответственные Директор ОУ До августа 2022 г Директор ОУ Постоянно Зам. директора по УВР, ВР По графику Зам. директора по Минобр РФ УВР В течение 2022-23 Зам. директора по учебного года УВР К 2023 г Зам. директора по 17 вариативности образовательных маршрутов и формирования ключевых компетентностей на основе внедрения новых принципов организации образовательного процесса 7 8 9 10 11 Разработка и утверждение модели взаимодействия образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования детей, культуры и спорта, базовыми предприятиями и организациями в условиях введения ФГОС Разработка и реализация плана по информированию общественности о введении ФГОС третьего поколения через средства массовой информации, сайт школы Проведение экспертизы образовательных программ внеурочной деятельности УВР Начало 2022-2023 учебного года Зам. директора по ВР Начало 2022-2023 учебного года Директор, зам. директора по УВР Октябрь-ноябрь 2022 г. далее ежегодно Реализация проектно-исследовательской Ежегодно деятельности обучающихся Активизация деятельности по разработке В течение 2022-23 индивидуальных образовательных г маршрутов обучающихся Зам. директора по УВР, ВР Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР 14 Обеспечение оснащѐнности учебного Постоянно по мере Директор процесса и оборудования учебных финансирования помещений материального и технического оборудования в соответствии с требованиями ФГОС 15 Участие педагогов в работе проблемных Ежегодно семинаров по вопросам введения ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования на базе образовательных учреждений Подготовка и проведение совещаний, 1-2 раза в год педсоветов, семинаров, консультаций для учителей по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ОВЗ, ФГОС СОО Анализ внедрения ФГОС ООО и ФГОС Конец 2026 г СОО 16 17 Директор Директор Администрация 4.2. Повышение качества образования В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года обозначено, что качество образования — это ориентация образования не только на усвоение обучающимися знаний, но и развитие познавательных и созидательных способностей; а также личной ответственности и опыта самостоятельной деятельности. 18 Цель: повышение качества образования через совершенствование учебного процесса, обновление его содержания, использования инновационных технологий обучения и воспитания Задачи: 1.Обеспечить условия для внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс в интересах обеспечения доступного качественного образования 2.Повысить качество результатов ВПР, ОГЭ-9, ЕГЭ-11 3.Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся 4.Разнообразить формы внеурочной деятельности № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Мероприятия Создание плана подготовки к ГИА Сроки Ежегодно сентябрь Прохождение курсов повышения По отдельному квалификации педагогами школы графику Мониторинг уровня подготовки выпускников Ежегодно 4х, 9х, 11х, классов на основе результатов Июнь-июль итоговой аттестации Мониторинг качества обученности учащихся Каждое по результатам полугодовых и годовых полугодие контрольных работ Мониторинг образовательных достижений Ежегодно учащихся 4-х классов начальной школы по Апрель ФГОС Май Мониторинг выполнения учебных программ Ежегодно по предметам конец четверти, года Проверка состояния преподавания предметов В течение года учебного плана. Анализ результативности внеурочной Ежегодно деятельности конец четверти Мониторинг результативности учебного Ноябрь, январь, процесса по итогам четвертей (полугодий) и апрель, май, учебному году июнь Мониторинг исследования адаптационного Сентябрь периода обучающихся 1-х и 5-х классов Октябрь Обеспечение проведения независимой По графику оценки качества образования Министерств а Ответственные Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам. директора по УВР, ВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР, ВР Зам директора по УВР 19 4.3.Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся Государство сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребѐнок находится в социуме. В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда. В школе на протяжении всех лет работы уделялось большое внимание данному направлению. Образовательный процесс организуется через урочную и внеурочную деятельность, сотрудничество с учреждениями социума, правоохранительными органами и силовыми ведомствами, участие в конкурсах различного уровня, проведение митингов, тематических недель и другие мероприятия согласно Программе воспитательной работы школы. В системе проводится работа по формированию сознательной дисциплины учащихся, выполнению правил внутреннего распорядка, заложенных в Уставе школы. Задачи воспитания и социализации гражданскопатриотического направления - сформировать знание о политическом устройстве РФ, символах и институтах РФ ; - познакомиться с героическими страницами Истории России, Калининградской области; - познакомиться с историей и культурой, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России; Виды деятельности Урочная Внеклассная - сформировать представление о содержании и значении государственных праздников РФ; - познакомиться с деятельностью общественных организаций патриотической и Внеурочная Формы занятий и мероприятия с обучающимися 1. Мини-проекты по истории, обществознанию и краеведению. 2. Викторины на уроке истории. 3. Тематические уроки истории к памятным датам и событиям российской истории и культуры. 4. Тематические уроки литературы и русского языка. 5. Тематические уроки музыки. 6. Составление бизнес-плана по теме «Экономика». 7. Участие в проведении уроков представителей местных органов власти и правопорядка. 1. Участие во встречах с ветеранами и военнослужащими. 2. Участие во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомство с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. 3. Составление родословных семьи. 1. Классные часы «Уроки мужества». 2.Публичные презентации о героических подвигах защитников Отечества. 20 гражданской направленности, детскоюношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина; - принимать участие в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества; - принимать участие во встречах и беседах с Внешкольная 3. Мероприятия, приуроченные к государственным и национальным праздникам РФ: Дню народного единства, Дню воссоединения Крыма с Россией, Дню Победы. 4.Всероссийский Урок Мира. 5.Встречи и беседы с представителями общественных организаций. 1.Экскурсия по материалам местного 21 выпускниками школы, знакомиться с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. музея. 2.Шефство над памятником Великой Отечественной войны. 3. Участие во Всероссийских Акциях Памяти героев Отечественной войны 1812г, Первой мировой, Великой Отечественной, афганской, чеченской войн. 4.Создание школьного музея. . По данному направлению обучающимися могут быть достигнуты определѐнные результаты по трем уровням: когнитивный, ценностно-смысловой, деятельностный. Ценностные Планируемые результаты воспитательной деятельности установки Любовь к России, 1. Когнитивный компонент: своему народу, краю, - обучающиеся знают об институтах гражданского общества, о служение Отечеству, государственном устройстве и структуре российского общества, о правовое традициях и культуре народов РФ , государство, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; гражданское - знают основные положения Конституции Российской общество, закон и Федерации, символов государства, правопорядок, основные права и обязанности гражданина России, школьника; поликультурный - знают национальных героев и важнейшие события истории мир, свобода личная России, Калининградской области. и национальная, - знают государственные праздники, их историю и значение для доверие к людям, общества; институтам - знают о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, государства и товарища. гражданского 2. Компонент ценностного отношения: общества. - у обучающихся сформировано ценностное отношение к России, своему народу, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению; - имеется понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины; - сформировано уважительное отношение к органам охраны правопорядка; 3. Деятельностный компонент: - обучающиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; - имеют первоначальный опыт участия в гражданской жизни. Работа по данному направлению будет осуществляться поэтапно: I. Аналитический этап 1) создание рабочей группы педагогов, участвующих в реализации Программы работы по гражданско-правовому воспитанию и обучению учащихся; 2) проведение мониторинга среди учащихся, учителей, родителей по проблеме прав ребенка, ответственности несовершеннолетних, изучении их запросов; 3) выработка рекомендаций по реализации межпредметной системы по гражданско-правовому образованию и воспитанию. 22 II. Этап реализации модели гражданско-правового воспитания и образования в школе). 1.Отработка модели системы гражданско-правового образования и воспитания в школе; 1. Проведение промежуточной диагностики уровня правовой культуры учащихся; III. Рефлексивно-оценочный этап . 1. Анализ итогов работы по данному направлению 2. Корректировка модели гражданско-правового образования и воспитания в школе 3. Обобщение и распространение опыта по инновационной деятельности 4.4.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения Сохранение и укрепление здоровья школьников – один из главных вопросов развития современной школы. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Деятельность школы по данному направлению включает в себя ряд ключевых моментов: - внедрение комплекса мер по организации здоровьесберегающей среды для детей в ОО, позволяющей обеспечивать их гармоничное развитие и повышать качество воспитательно-образовательной работы; - совершенствование организации питания детей в ОО; - организация совместных мероприятий здоровьесберегающей и здоровье формирующей направленности; - разработка и внедрение программы оказания всесторонней помощи семье в укреплении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни. Цель: Формирование у школьников всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. Задачи: 1. Формирование у школьников понимания необходимости разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своѐм развитии. 2. Создание благоприятных условий жизнедеятельности школы для саморазвития, самосовершенствования личности и повышение уровня здоровья учащихся. 3. Привитие учащимся традиций бережного отношения человека к собственному здоровью. 4. Вовлечение учащихся в активную внеклассную деятельность по пропаганде здорового образа жизни в семье и среди сверстников. № 1 2 3 4 Мероприятия Сроки реализации Проведение мониторинга занятия детей в спортивных секциях и проведение работы по популяризации и необходимости занятий спорта Мониторинг состояния здоровья . 2022-2027гг Развитие системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья детей. Осуществление индивидуальнодифференцированного подхода к учащимся на уроках физкультуры. Осуществление контроля выполнения санитарно-гигиенического режима 2022-2027 гг Ответственные Зам. директора по ВР, Классные руководители, учителя физкультуры. Мед.сестра Классные руководители 2022-27гг Учителя физической культуры 2022-2027 гг Директор школы 23 школы. Организация и проведение Дня Здоровья 5 6 7 8 9 10 11 Повышение квалификации педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий и формированию навыков здорового образа жизни Развитие системы информированности о спортивных достижениях школы: оформление стенда; создание компьютерного банка данных о спортивных достижениях школы Работа пед. коллектива по сохранению зрения у учащихся (замена освещения в кабинетах, проведение физ. минуток для глаз). Работа по профилактике травматизма в школе (организация перемен, работа с родителями, организация дежурства учителей). Организация полноценного питания в школьной столовой. Участие во внедрении физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» 2022-2027 гг Зам. директора по ВР, педагог-организатор, учителя физич. культуры 2022-2027 гг Зам. директора по ВР, педагог-организатор 2022-2027 гг Зам. директора по УВР 2022-2027 гг Педагоги 2022-2027 гг Администрация, классные руководители 2022-2027 гг Директор школы 2022-2027 гг Учителя физической культуры Проводится мониторинг по следующим направлениям: - физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских осмотров, двигательная активность); - психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие познавательных процессов, самооценка); - социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности). При оценке физического здоровья учащихся учитываются следующие показатели: состояние здоровья по медицинским показателям (рост, вес, зрение, слух), физический энергопотенциал, количество пропусков уроков по болезни, степень готовности к здоровому образу жизни. Мониторинг уровня здоровья педагогов: данные ежегодных медицинских осмотров, анкетирование, психологические тесты. Ожидаемые результаты: 1. Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся; 2. Рост личностных и спортивных достижений. 3.Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей; 4. Рост комфортности субъектов образовательного процесса. 24 4.5.Развитие информационной среды школы Одним из направлений модернизации школы является создание условий для повышения информационно – коммуникативной грамотности, как педагогов, так и учащихся. В рамках данного направления в школе реализуются образовательные программы по информатике и ИКТ для учащихся, организованы элективные занятия и внеурочная деятельность по данному направлению. Активно используются информационно-коммуникационные технологии в обучении. Программа развития предусматривает расширение сфер использования ИКТ в школе. Цели: 1. Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы. 2. Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы. Задачи: 1. Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования информации. 2. Использование информационных систем для повышения эффективности управленческих решений. 3. Широкое внедрение современных информационных технологий в учебновоспитательный процесс школы. 4. Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов школы. 5. Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах. 25 № 1 2 3 4 Мероприятия Ответственны й исполнитель Сроки реализации Ожидаемый результат Разработка концепции информационного обеспечения образовательного процесса, разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы Директор, зам. директора по УВР 2022-2027 гг Концепция информационного обеспечения образовательного процесса Зам. директора по УВР 2022-2027 гг Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования информации Ведение школьного делопроизводства в электронном виде Директор 2022-2027 гг Владение ПК педагогами и учащимися в соответствии с ФГОС и современными требованиями законодательства и социума Организация и проведение КПК Директор, зам. директора по УМР, УВР, 2022-2027 гг Создание компьютерной базы 26 5 Расширение возможностей школьного сайта для полного информирования населения о деятельности школы 6 Ведение электронных журналов и дневников. Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов 7 отдел кадров Директор, зам. директора по УМР, учитель информатики Администраци я, педагоги Директор, учителя информатики В течение года 2022-2027 гг постоянно Расширение Информированнос ти участников ОП с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование электронные журналы Программное обеспечение в соответствии с требованиями ФГОС и законодательства Ожидаемые результаты: 1. Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательной программы школы. 2. Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях информационного общества. 3. Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов. 4. Расширение информированности участников образовательного процесса с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование. 5. Активное использование медиа – ресурсов на каждом предмете и во внеурочной деятельности. 4.6.Инклюзивное образование в школе Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенкаинвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики школы. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования. Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний, тем более, что реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами образования является важнейшей составной частью программы их комплексной реабилитации, направленной на максимальную реализацию личностного потенциала детей и их полноценное вхождение в общество. 27 Цель работы по данному направлению в школе: создание условий для инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения. Задачи: Создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности. Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями. Разработка нормативно-правовой базы по проблеме. Организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультативного, социально-трудового направлений деятельности. Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме. Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования. Ожидаемые результаты: Разработка модели инклюзивного образования и эффективное еѐ функционирование в образовательном учреждении. Индикаторы результативности: Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы) Результаты диагностики: - развития детей, - уровня детско-родительских отношений, Востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий (журналы посещаемости, книги отзывов). Повышение рейтинга учреждения. Эффективность работы будет оцениваться по следующим критериям: реализация индивидуального подхода к детям; обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка; активное включение в образовательный процесс всех его участников; междисциплинарный подход; вариативность образовательного и воспитательного процесса; взаимодействие с семьей; динамическое развитие образовательного учреждения. 28 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Мероприятия Обеспечение права граждан на выбор формы получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, через создание соответствующих условий (индивидуально в школе, в малой группе в школе, индивидуально на дому, комбинированно, дистанционное обучение, инклюзивные классы) Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования для детей с ОВЗ Адаптация инструментария реализации модели общероссийской системы оценки качества общего образования и обеспечение комплексного электронного мониторинга качества образования в условиях школы, обучающей детей с ОВЗ Развитие системы дистанционного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов Разработка, апробация и внедрение моделей оценки качества работы общеобразовательного учреждения по социализации личности Развитие системы поиска и поддержки одаренных детей с ослабленным здоровьем Обеспечение закупки оборудования в целях оснащения релаксационных зон ( комнаты психологической разгрузки) Модернизация образовательного пространства в рамках реализации программы «Доступная среда» Развитие и оптимизация условий и форм деятельности, способствующих оздоровлению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Создание условий для внедрения современных инновационных технологий физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Обеспечение школьников с ОВЗ горячим питанием и проведение мониторинга организации школьного питания Сроки 2022-2027 гг Ответственные Администрация 2022-2027 гг , Зам директора по мере по УВР необходимост и 2022-2027 гг Зам директора по УВР 2022-2027 гг Директор 2022-2027 гг Зам директора по УВР 2022-2027 гг Зам директора по УВР Директор По мере финансирован ия 2022-2023 гг Администрация 2021-2023 гг Администрация 2022-2027 гг Администрация 2022-2025 гг Директор Формами оценки эффективности может быть как административный контроль, так и самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником педагогического процесса. 29 Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии Критерии Показатели Индикаторы Реализация Составление индивидуального Наличие индивидуальных индивидуального подхода к детям учебного плана с учетом данных диагностики Обеспечение Организация развивающей среды, условий для наличие в режиме дня времени и самостоятельной форм активности для самостоятельной активности ребенка ребенка, обеспеченной наблюдающей позицией взрослого учебных планов с оценкой хода их выполнения Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей. Методические рекомендации по психологопедагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями. Активное Командные формы выработки и Функционирование в школе включение в принятия организационных разнообразных командных форм образовательный решений: работы процесс всех его междисциплинарные команды, участников собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей Вариативность в Вариативные образовательные Квалификация специалистов – организации программы, приемы, методы наличие образования по разным процессов образования, вариативная методам работы, в том числе и с обучения и образовательная среда детьми с ОВЗ, воспитания методических, дидактических пособий, обеспечивающих образовательный процесс Партнерское Организация партнерских форм Наличие договора с взаимодействие с взаимодействия с семьей, участие родителями с приложением о семьей родителей в жизни школы, конкретной программе действий. консультации родителей по волнующим их вопросам Динамическое Выстраивание образовательного Соответствие качественного развитие процесса в соответствии с состава контингента детей, образовательной потребностями детского штатного расписания, модели контингента, изменение методической базы и предметноинклюзивного образовательных условий в связи с развивающей среды. Применение пространства диагностикой образовательных новых технологий в соответствии школы потребностей с выявленными потребностями детей. 30 Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам. 4.7.Развитие системы государственно-общественного управления Роль государственно-общественного управления в образовании с каждым днем становится все значимее. Каждый коллектив образовательной организации реализует свою модель школы. В Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области образования определен демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Действительно, закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения. Цель: развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса. Основные задачи: 1. Разработка и реализация модели государственно-общественного управления в образовании. 2. Повышение эффективности управления школой с разграничением полномочий между учредителем и образовательным учреждением, между директором и Управляющим советом для обеспечения реализации принципа государственно-общественного управления. 3. Формирование консолидированного заказа на оказание образовательных услуг. 4. Активное привлечение педагогов, обучающихся и родителей к участию в управлении образовательным учреждением. Развитая система государственно-общественного управления является необходимым условием повышения доступности и качества образования. № Мероприятия п/п 1 Анализ нормативно-правовых актов школы по ГОУ, внесение необходимых изменений 2 Внесение корректив в планы работы школы Совета школы, Совета обучающихся 3 Разработка подпрограмм работы согласно Программе развития школы 4 Проведение обучающих семинаров с членами Совета школы (по законодательству РФ, региональным и муниципальным нормативноправовым документам) 5 Проведение заседаний Совета школы с приглашением заинтересованных сторон по проблемным вопросам развития образовательного организации 6 Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах. Публикация ежегодного информационного доклада школы об итогах учебного года и его представление родителям учащихся. 7 Совершенствование содержания сайта школы Сроки Ответственные 2022-2027 гг Директор 2022-2027 гг Администрация 2022-2022гг Администрация 2022-2027 гг Администрация 2022-2027 гг Директор, председатель Совета школы 2022-2027 гг Администрация 2022-2027 гг Директор 31 8 9 в сети Internet и поддержание его актуальности. Проведение общественной экспертизы эффективности систем государственнообщественного управления Прогнозирование перспективных направлений развития государственно-общественного управления. 2022-2024 гг Директор 2022-2024 гг Администрация Критерии оценки работы школы по данному направлению: Система общественного наблюдения (контроля) за проведением процедуры итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии единого государственного экзамена, контрольных и тестовых работ для учащихся школы, аттестации администрации школы, за деятельностью аттестационных, конфликтных и иных комиссий. Функционирование системы государственно-общественного управления в части распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников школы; Публичная отчетность школы в форме докладов, процедурах его утверждения, презентации и оценки. Ожидаемые результаты: Создание оптимальной организационно-управленческой структуры школы; Включение в единое информационно-образовательное пространство всех участников образовательного процесса: администрации, учителей, обучающихся, родителей, общественности. Создание положительного имиджа школы среди общественности. Возможность школе динамично и гибко реагировать на изменение образовательных запросов местного сообщества, акцентируя внимание на основные приоритеты в системе образования на период до 2025 года. 32 5. СИСТЕМА МЕР ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ходе деятельности по реализации Программы развития допустимы риски и неопределенности. Виды рисков Пути минимизации рисков Нормативно-правовые риски - Неполнота отдельных нормативно— -Регулярный анализ нормативно-правовой Правовых документов, предусмотренных документации на предмет ее актуальности, на момент разработки и начало внедрения полноты, соответствия решаемым задачам. Программы. - Систематическая работа руководства с - Неоднозначность толкования отдельных педагогическим коллективом, родительской нормативно-правовых документов, общественностью по разъяснению регламентирующих деятельность и конкретных нормативно- правовых актов, ответственность субъектов регламентирующих деятельность в школе и образовательного процесса школе в целом содержание образовательного процесса в целом Финансово-экономические риски -Недостаточность бюджетного - Своевременное планирование бюджета финансирования школы по реализации программных мероприятий, внесение корректив с учетом реализации новых направлений и программ, а также инфляционных процессов. Участие в проектах - Систематическая работа по расширению партнерства, по выявлению дополнительных финансовых влияний Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора) -Недостаточность профессиональной - Систематическая работа по обновлению инициативы и компетентности у внутриучрежденческой системы повышения отдельных педагогов по внедрению квалификации. инновационных образовательных -Разработка и использование эффективной технологий. системы мотивации включения педагогов в - неготовность молодых специалистов инновационные процессы. работать в школе. - Психолого-педагогическое и - недостаточная инициатива участия в методическое сопровождение педагогов с различных конкурсных мероприятиях недостаточной коммуникативной компетентностью Ресурсно-технологические риски - Неполнота ресурсной базы для - Систематический анализ достаточности реализации направлений, подпрограмм и ресурсной базы для реализации всех мероприятий Программы; компонентов Программы. Участие педагогов и всего образовательного учреждения в международных, федеральных, региональных проектах и в грантовой деятельности для расширения возможностей развития ресурсной базы. 33 6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 1. Инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует требованиям федерального законодательства, СанПиНов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию образовательного процесса. 2. Оснащение кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. 3. Доступность не менее 95 % учебных кабинетов к локальной сети школы и к Интернетресурсам. 4. 100% педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям. 5. Не менее 85% педагогов работают по инновационным образовательным технологиям. 6. Не менее 50% педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.). 7. 100% обеспеченность специалистами и педагогами для организации службы сопровождения детей с ОВЗ. 8. Реализация федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения , реализация ФГОС с ОВЗ. 9. 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы и проходят государственную итоговую аттестацию. 10. 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной деятельностью. 11. 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физкультурой и спортом. 12. Успешная реализация инклюзивного образования в школе. 13. Большинство учащихся школы включены в исследовательскую и проектную деятельность. 14. В школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития). 15. Не менее 50% родителей (законных представителей) включено в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.). 7. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 1. По каждому из направлений будут созданы проблемные творческие группы, ответственные за его реализацию. 2. Функция общей координации реализации программы выполняет – Педагогический совет школы. 3. Мероприятия по реализации целевых программ являются основой годового плана работы школы. 4. Вопросы оценки хода выполнения программы, принятия решений о завершении отдельных подпрограмм, внесения изменений в программу решает Педагогический совет школы 34 35 36 37